Державин Гавриил

Гавриил Державин Христосъ

Христосъ[1],[2] Никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо мною. Іоан. гл. І4, ст. 6.

1.

О Сый, котораго перомъ2, Ни бреннымъ зр? ніемъ, ни слухомъ3, Ниже витійства языкомъ Не можно описать, a духомъ4 И в? рой пламенной молить! Твоею благодатью пл? нный, Какъ бы на небо восхищенный5, Тебя дерзаю я гласить6. —

2.

Тебя; — но кто же сущій Ты, Что челов? комъ чтимъ и Богомъ? Лице, какъ солнца красоты7! Хитонъ, какъ сн? гъ во блеск? многомъ! Изъ ребръ нетл? нныхъ льется кровь8! Лучи — всю плоть просіяваютъ! Небесный взоръ, уста дыхаютъ Сладчайшимъ благов? стьемъ словъ!

3.

Кто Ты, — что къ намъ сходилъ съ небесъ И паки въ нихъ вознесся въ слав?9? — Вов? къ живый и тамъ и зд? сь Несм? тныхъ царствъ своихъ въ держав?10, Въ округ? и средин? сферъ. Хл? бъ жизни и животъ струй в? чныхъ11, Самъ святъ, безгр? шенъ; а вс? хъ гр? шныхъ Единая къ спасенью дверь12!

4.

Кто Ты, — кого изъ древнихъ л? тъ Сивиллы, маги и пророки13 Приходъ предвозв? стили въ св? тъ; Полкъ горнихъ силъ сквозь блескъ далекій14 Дивился съ трепетомъ кому, Что Бога и Царя небесна, Безсмертна суща, безт? лесна, Сходяща видятъ смерти въ тму?

5.

Кто Ты, — въ которомъ сквозь эфиръ15 Съ горы ниспадшій зр? лся камень, К? мъ міра сокрушенъ кумиръ; Тотъ л? пый юноша, что пламень16 Внутрь пещи въ росу претворилъ, И прежде, ч? мъ на св? тъ явился, Во тьм? чудесъ предобразился И чаяньемъ языкомъ былъ17?

6.

Кто Ты, — котораго зв? зда18 Часъ возв? стила въ міръ явленья, Казала путь къ кому ведя Царямъ, волхвамъ для поклоненья; Чей тронъ не въ злат? средь порфиръ, Но въ верт?*, въ ясляхъ былъ возвышенъ19, * «Въ вертеп?». Д. Надъ к? мъ ликъ ангеловъ былъ слышенъ: Сошелъ во челов? ки миръ!

7.

Кто Ты, — вспять Іорданъ б? жалъ20 Кого омыть съ стремленьемъ шумнымъ, Въ пустын? св? тъ осіявалъ; Гласъ Агнцемъ пропов? далъ чуднымъ21, Могущимъ вс? хъ гр? хи подъять. Таинственнымъ страша вс? хъ слухомъ, Что, не родясь водой и духомъ22, Небесъ не можно достигать.

8.

Кто Ты, — что отверзалъ слухъ, взоръ Глухимъ, сл? пымъ — прикосновеньемъ23; Кротилъ свир? пость бурь и морь24 Единымъ перста мановеньемъ? И не Теб? ль былъ сонмъ духовъ25 Послушнымъ, всякая стихія, И гласъ не Твой ли изъ земныя Взывалъ утробы мертвецовъ26?

9.

Не Ты ль величественный мужъ Во слав?, въ блеск? несказанномъ27 Между живыхъ и мертвыхъ душъ28 На холм? зр? лся лучезарномъ, Какъ н? кій дивный властелинъ И днешня и грядуща міра? Надъ коимъ громъ грем? лъ съ эмпира: «Се мой возлюбленн? йшій Сынъ29!»

10.

Какъ! — Неба сынъ Ты? — ужасъ, мракъ Мои вс? проб? гаютъ кости! Ты Богъ? — но Твой поруганъ зракъ Отъ челов? ческія злости! Окровавленны красоты! Съ злод? ями на древ? крестномъ30 Висишь въ томленьи скорбномъ, смертномъ, Бл? днъ, бездыханенъ, мертвъ! — Кто жъ Ты?

11.

Кто Ты? — и какъ изобразить Твое величье и ничтожность, Нетл? нье съ тл? ньемъ согласить, Слить съ невозможностью возможность? Ты Богъ, — но Ты страдалъ отъ мукъ31! Ты челов? къ, — но чуждъ былъ мести32! Ты смертенъ, — но истнилъ скиптръ смерти33! Ты в? ченъ, — но Твой издше духъ34!

12.

О тайнъ глубокихъ океанъ! Пучина дивъ противоборныхъ! Зач? мъ сходилъ Ты съ зв? здныхъ странъ И жилъ въ селеніяхъ юдольныхъ? Творецъ Ты, — могъ все съ высоты; Ты тварь, — почто же трепетала35 Вся твердь, какъ жизнь Твоя увяла? Открой, открой себя мн? Ты!

13.

Открой себя, открой, молюсь! И се — гласъ слышу сердца въ дверяхъ: «Доколь воплю, доколь толкусь36 «Воскреснуть въ хладныхъ малов? рахъ? «О св? та сынъ! о рабъ днесь тмы! «Свлеки съ себя покровъ твой бренной «И мыслью, в? рой воскрыленной «Мой Промыслъ о себ? вонми:

14.

Премудрость, сила и любовь, Богъ духъ, въ трехъ св? тахъ Св? тъ вв? къ живый37, Единствомъ тройчнымъ до в? ковъ Въ своемъ сов? т? положивый Свою въ тм? славу проявить, Воззвать изъ безднъ созданье ново Послалъ единородно Слово38, И словомъ: — тма — вселенной бысть39.

15.

Изобразилось естество, Незримое всезримымъ стало И въ челов? к? Божество, Какъ солнце въ мор?, возсіяло! Все покорилося ему40, Что благъ былъ, кротокъ, чистъ, незлобенъ И во зерцал? какъ подобенъ Творцу безсмертну своему41.

16.

Но поелику созданъ онъ42 Съ свободною душой изъ персти; То обаялъ мечтаній сонъ Его и ухищренье лести43: Онъ, въ красоту свою влюбясь, Возмнилъ быть Богъ — и возгордился, Отъ Единицы отклонился И отблескъ въ немъ Ея погасъ.

17.

Погасъ! — палъ въ тму вселенной царь, Нетл? нье превратилось въ тл? нье44; Ему совоздыхая тварь45, Доднесь страстей своихъ въ борень?, В? къ будетъ въ пр? — не утолитъ Доколь гн? въ Отчь сей низкой долей46, Что волей палъ, и той же волей Себя къ Нему не возвратитъ,

18.

И плоти не отвергнетъ такъ47, Ничто чтобъ духъ не отягчало; Но палъ какъ въ толь глубокій мракъ, Что силъ его возстать не стало48; То тутъ Любовь, временъ въ исходъ49, Сошла смирить страстей злыхъ ревы: Сый возсіялъ отъ чистой Д? вы, Какъ солнца лучъ отъ чистыхъ водъ!

19.

Имъ пробудилось божество, Уснувше чувствъ отъ обольщенья, Духовно св? та существо, Какъ искра камня отъ біенья, Вспрянуло, — и явился Богъ Въ плоти его страданьемъ Слова: На св? тъ Имъ трисвятый зр? ть снова Адамъ сподобиться возмогъ.

20.

Адамъ бы падши не возсталъ, Когда бъ въ Христ? не воскресился, Не воскресясь — не возсіялъ, Не возсіявъ — не возродился Въ блаженство первородно вновь. Се, какъ смиреніемъ, терп? ньемъ, Страданьемъ, скорбью, умерщвленьемъ Возводитъ вс? хъ къ себ? Любовь!

21.

Такъ подлинно, безъ плоти духъ Не могъ въ тл? нъ пасть. Безъ духа жъ силы И плоть слаба духовъ втечь въ кругъ Къ земл? съ прикованными крылы: То по сов? ту трисвяту, Скудель въ санъ серафимскъ возставить, Безсмертьемъ смертнаго прославить Предоставлялося Христу.

22.

И Имъ со славой, съ торжествомъ Явилась міру Божья сила: Какъ западъ, насъ златымъ лучомъ50 Святая кровь Его покрыла, И осв? тила благодать, Давъ область въ чадъ Его вчиняться51, Младенцевъ смысломъ умудряться52 И разумъ в? р? покорять, —

23.

Чтобы, над? ясь на Его Одну мы благость, милосердье, Могли искать себ? того Насл? дна, прежня озаренья, Имъ кое только можно зр? ть: Святымъ внутрь духомъ очищаясь, Живясь, св? тл? ясь, возвышаясь, Любовью къ Божеству гор? ть.

24.

Се, что есть Сый, что есть Христосъ, Что Бого-Челов? къ, что Слово: Онъ самый тотъ, который взнесъ Духовно и т? лесно въ ново Т? мъ бытіе, что, страждя самъ, Вс? мъ подалъ ясные прим? ры53, Какъ силой доблести и в? ры Входить возможно къ небесамъ!

25.

Такъ, Онъ единъ: никто другой Сл? пца привесть не можетъ къ св? ту, Потерянному чувствъ стезей; Лишь словомъ устъ Его согр? ту Внутрь вскрыться могутъ очеса. Поитъ струей Онъ в? чной жизни И сладость древнія отчизны На землю сводитъ, небеса.

26.

Онъ — сшедша Истина съ небесъ, Онъ — Доброд? тель воплощенна, Отерша токи смертныхъ слезъ. Въ лиц? подобострастна тл? на Сходилъ Онъ къ смертну естеству54 Отъ узъ гр? ховныхъ міръ избавить, На прежней степени поставить И уподобить Божеству.

27.

Такъ, безъ Него никто къ Отцу55 Его приближиться не можетъ. Безъ Сына дверь наградъ къ в? нцу Таинственную не проторжетъ. Живетъ въ Отц?, Отецъ же — въ Немъ56; Безднъ, неба и земли посредникъ, Ходатай, вождь, вс? хъ благъ насл? дникъ57 И подвигоположникъ Онъ.

28.

Предв? чной Правд?, трисвятой Противно бъ было безконечно, Чтобъ смертный за проступокъ свой Предъ В? чнымъ не былъ виненъ в? чно. Кто жъ Бога удовлетворитъ? Лишь Сынъ Его изъ милосердья, Взявъ на себя вс? хъ преступленья58, Возмогъ міръ миромъ примирить59.

29.

Се есть Христовыхъ ц? ль заслугъ: Да благость сблизитъ съ правосудьемъ, Да воцаритъ надъ т? ломъ духъ, — И сихъ великихъ д? лъ орудьемъ Онъ пребылъ Самъ, что Самъ страдалъ: Онъ могъ призвать въ защиту громы; Но, волею на казнь ведомый, Своей Онъ смертью смерть попралъ.

30.

И чрезъ прим? ръ явилъ сей свой, Что не мірскія наказанья На лобномъ насъ мрачатъ хулой60, Равно и не коронъ сіянья Богоподобными творятъ; Но правда, в? ра, доброд? тель Вв? къ провозв? стникъ и свид? тель И блескъ неложный св? та чадъ.

31.

Се тако Іисусъ вс? хъ спасъ И познанъ Челов? ко-Богомъ, Что такъ ни чей покоить гласъ И сладость въ насъ лить въ б? дств? строгомъ Не силенъ, какъ Его единъ. Бывъ выше вс? хъ, — училъ быть низшимъ61, Любить враговъ, и сердцемъ чистымъ62 Молилъ за нихъ лишь Божій Сынъ.

32.

Онъ Царь, Законодатель тотъ, Что устъ своихъ однимъ глаголомъ Ко благу общу вс? хъ ведетъ, Равняетъ хижину съ престоломъ: «Просящему», речетъ Онъ, «дай63, Болящаго призри въ больниц?, Печальнаго ут? шь въ темниц?, Голодна, жадна напитай».

33.

Первосвященникъ Онъ, Пророкъ64, Кой в? рющимъ въ Него любовью Себя далъ в? ры ихъ въ залогъ, Запечатл? въ зав? тъ свой кровью65, И такъ его т? мъ утвердилъ, Что Имъ об? щанный, небесный Въ языкахъ огненныхъ чудесный66 Излилъ свой Духъ и научилъ:

34.

Былинки злобно не сломить67, Но быть вс? мъ кроткимъ, вс? мъ радушнымъ, Лишь по себ? другихъ судить68, И не чрезъ рать себ? послушнымъ Быть міру, но чрезъ рыбъ-ловцовъ69 Простыхъ вел? лъ, — и синагоги, Ареопагъ имъ палъ предъ ноги70: Се силенъ какъ законъ Христовъ!

35.

Христосъ весь благость, весь любовь, Блескъ свойствамъ даже трисвященнымъ; Весь кругъ бы безъ Него міровъ71 Неполнымъ былъ, несовершеннымъ. Богъ-Умъ могъ все предначертать, Богъ-Мощь — все сздать; любви жъ безъ Бога Могли ль премудрость, сила строга Гор? къ себ? сердца воззвать?

36.

Такъ, Богъ и дивенъ и великъ Намъ паче воплощеньемъ Сына: Могъ плоть и духъ создать Онъ вмигъ, Но связь сихъ крайностей едина Вс? хъ удивительн? й чудесъ! Адамъ пусть волею палъ злою; Но взнесся плотью онъ святою Въ Христ? превыше вс? хъ небесъ.

37.

Отецъ и Сынъ и Духъ Святый, Незримый Св? тъ трі? постасный; Но въ плоти Сынъ пріявъ черты, Какъ челов? къ подобострастный, Открылъ Себя и научилъ Чтить Бога истиной и духомъ72. Кумировъ свергъ своимъ Онъ слухомъ, Какъ силу ада сокрушилъ73.

38.

Христосъ насъ Искупитель вс? хъ74 Отъ первороднаго паденья. Онъ св? тъ, — тмой необъемлемъ вв? къ75; Но тмится внутрь сердецъ нев? рья76, Св? тясь на лон? у Отца77. Христа нашедши, все находимъ78, Эдемъ свой за собою водимъ, И храмъ Его — святы сердца79.

39.

О Всесвятый! Прев? чный Сый! Св? тъ тихій Божескія славы! Пролей свои, Христе! красы На духъ, на сердце и на нравы, И жить во мн? не преставай; А ежели и уклонюся Съ очей Твоихъ и затемнюся, Въ слезахъ моихъ вновь возсіяй80!

40.

Услышь меня, о Богъ любви! Отецъ щедротъ и милосердья! Не презрь преклоншейся главы И сердца гр? шна дерзновенья81 Мн? моего не ставь въ вину, Что изъяснить Тебя я тщился, — У ногъ Твоихъ коль умилился Ты, зря съ мастикою жену82.

[1]1 Эта духовная ода Державина не им? етъ ничего общаго ни съ латинскимъ гимномъ Гейнзіуса, въ перевод? Опица (Dan. Heinsii Lobgesang Jesu Christi), ни съ т? ми многочисленными стихотвореніями на эту же тему, которыя можно найти y подражателей германскаго поэта (см. Гервинуса Geschichte d. deut. Dichtung, т. III, стр. 210 и 234). Во ІІ-мъ Том? нашемъ, въ прим? чаніи къ Безсмертію души (стр. 3), мы уже упомянули мимоходомъ, какъ высоко Мицкевичъ ставилъ оду Христосъ, хотя и находилъ начало ея слабымъ. «Le commencement de son ode au Christ est tres-faible. Il regarde toujours le Christ comme un souverain: ce?e idee de souverainete le domine. Il admire surtout l’origine du Christ, sa puissance exterieure, l’eclat de sa gloire. Mais vers la moitie de l’ode le poete est a lui-meme, il developpe son systeme, d’ailleurs tres-hilosophique, il regarde l’homme, d’apres quelques-unes des traditions religieuses, comme ayant ete cree sans la matiere, et comme materialise par sa propre faute. Jesus, la lumiere divine, arrive pour le relever. Il y a des vers admirables de simplicite et de naivete; je ne trouve rien de pareil dans les autres ouvrages de Dierzawin {«Начало его оды Христосъ очень слабо. Онъ все смотритъ на Христа какъ на царя; эта идея державной власти y него господствуетъ. Онъ восхищается особенно происхожденіемъ Христа, его вн? шнимъ могуществомъ, блескомъ его славы. Но около середины оды поэтъ становится достоинъ себя, онъ развиваетъ свою систему, весьма философическую, и, основываясь на н? которыхъ религіозныхъ преданіяхъ, признаетъ челов? ка созданнымъ безъ матеріи и матеріализованнымъ по собственной своей вин?. Іисусъ, божественный св? тъ, является къ нему на помощь. Есть стихи изумительные по простот? и чистосердечности; ничего подобнаго не нахожу въ другихъ сочиненіяхъ Державина».}». За этимъ сл? дуютъ строки, уже приведенныя нами въ указанномъ м? ст? и содержащія между прочимъ странную догадку Мицкевича, будто поэтъ написалъ оду Христосъ въ первой молодости. Наконецъ Мицкевичъ особенно выставляетъ конецъ 12-й, 13-ую и 15-ую строфы: въ посл? дней онъ находитъ философическую идею. Ода эта сперва была напечатана отд? льно въ 1814 году (въ типографіи военнаго министерства), подъ заглавіемъ: Христосъ. Свыше Благословенному приношеніе. Имя автора только въ конц?. Потомъ 1816 г. въ ч. V, ІІ. Въ 1851 году ода Христосъ была опять издана отд? льно въ Петербург?, Натальею Расторгуевою (въ большую осмушку, 16 страницъ). Такъ какъ вс? прим? чанія къ этому стихотворенію ограничиваются ссылками на Св. Писаніе, сд? ланными Державинымъ, то для сбереженія м? ста не выписываемъ подъ текстомъ стиховъ, къ которымъ он? относятся. 2 «Сый, всегда везд? пребывающій. Іоанна гл. 1, ст. 18: Сый въ лон? отчи». Д. 3 «Тамъ же: Бога никтоже вид? нигд? же». 4 «Къ Корин? ян. первое послан. Павла, гл. 12, ст. 3: Никто же можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ». 5 «Къ Корин?. второе послан. гл. 12, ст. 2: Восхищена бывша до третіяго небесе». 6 «Послан. первое Іоан. Богосл. гл. 2, ст. 27: Помазаніе въ васъ пребываетъ, и оно учитъ вы о всемъ». 7 «Мат?. гл. 17, ст. 2: Лице его яко солнце. — Марка гл. 9, ст. 3: Ризы блестящи яко сн? гъ». 8 «Іоан. гл. 20, ст. 27: Принеси руку и вложи въ ребра моя». 9 «Іоан. гл. 3, ст. 13: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе». 10 «Іоан. гл. 14, ст. 2: Въ дому Отца моего обители многи суть». 11 «Іоан. гл. 6, ст. 51: Азъ есмь хл? бъ животный. — Тамъ же гл. 7, ст. 37: Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко мн?, и піетъ». 12 «Іоан. гл. 10, ст. 9: Азъ есмь дверь, мною аще кто внидетъ, спасется». 13 «Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя въ Іерусалим? у Соломона не гніючее древо, на коемъ около тысячи л? тъ посл? распятъ Христосъ, въ изступленіи возгласила: Се древо, на немъ же Богъ облеченный плотію умретъ въ воскресеніе. — Также Эрифрейская, Куманская и прочія Сивиллы и Трисмегистъ въ Египт? предв? щали о Христ?. См. Лактанція въ 4 кн. — Магъ Сирійскій Валаамъ, 4 книги Числъ Моисея гл. 24, ст. 17, сказалъ: возсіяетъ зв? зда отъ Іакова и возстанетъ челов? къ отъ Израиля. — Пророкъ Аввак. гл. 3, ст. 1: Господи, услышахъ слухъ твой и убояхся, и проч.» О цариц? Савской см. книгу 3-ю Царствъ, гл. 10. Ср. ниже, подъ 1815 г., Полдень. 14 «Іова гл. 38, ст. 7: Возгласиша мя гласомъ веліимъ вси Ангели мои». 15 «Даніилъ гл. 2, ст. 34: Отторжеся камень отъ горы безъ рукъ, и удари т? ло въ ноз? жел? зны и скудельны, и истни ихъ до конца». 16 «Дан. гл. 3, ст. 92: И зракъ четвертый подобенъ Сыну Божію». 17 «Псал. 117, ст. 25 и 26: О Господи! посп? ши же. — Благословенъ грядый во имя Господне. — И прочіе пророки предв? щали о Мессіи или Помазанник? Божіемъ Христ?». 18 «Мат?. гл. 2, ст. 2: Вид? хомъ бо зв? зду его на востоц? и пріидохомъ поклонитися ему». 19 «Луки гл. 2, ст. 7: И положи его въ ясл? хъ». 20 «Псаломъ 113, ст. 5: И теб? Іордане, яко возвратился еси вспять». 21 «Іоан. гл. 1, ст. 29: Се агнецъ Божій, вземляй гр? хи міра». 22 «Іоан. гл. 3, ст. 5: Аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити въ Царствіе Божіе». 23 «Іоан. гл. 9, ст. 6: Помаза очи бреніемъ сл? пому. — И Луки гл. 7, ст. 22: Сл? піи прозираютъ, хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются, глусіи слышатъ, мертвіи возстаютъ, нищіи благов? ствуютъ. О сихъ чудесахъ Іисуса доносилъ и Понтійскій Пилатъ императору Тиверію». 24 «Мат?. гл. 8, ст. 26: Тогда возставъ запрети в? тромъ и морю, и бысть тишина велія». 25 «Мат?. гл. 8, ст. 32: И рече (б? самъ): идите». 26 «Іоан. гл. 11, ст. 43: И воззва: Лазаре, гряди вонъ». 27 «Мат?. гл. 17, ст. 1 и 2: И возведе ихъ на гору высоку едины и преобразися предъ ними». 28 «Тамъ же ст. 3: Се явистася имъ Моисей и Илія (изъ коихъ второй по преданію святыя Церкви живъ и донын?)». 29 «Тамъ же ст. 5: Гласъ изъ облака глаголя: сей есть Сынъ мой возлюбленный». 30 «Исаія гл. 53, ст. 12: И со беззаконными вм? нися. — Мат?. гл. 27, ст. 38: Тогда распяша съ нимъ два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю». 31 «Мат?. гл. 27, ст. 30: Пріяша трость, и біяху по глав? его». 32 «Луки гл. 23, ст. 34: Отче, отпусти имъ: не в? дятъ бо, что творятъ». 33 «Ко Евреемъ послан. гл. 2, ст. 14: Да смертію упразднитъ имущаго державу смерти». 34 «Луки гл. 23, ст. 46: И сія рекъ издше». 35 «Мат?. гл. 27, ст. 51 и 52: И земля потрясеся, и каменіе распадеся. — По описаніямъ путешественниковъ и нын? видима разс? лина въ каменной гор? Голго??». 36 «Апокалипс. гл. 3, ст. 20: Се стою при дверехъ и толку». 37 «Іоан. гл. 4, ст. 24: Духъ естъ Богъ. — И его же первое послан. гл. 1, ст. 5: Богъ св? тъ есть». 38 «Іоан. гл. 1, ст. 14: И Слово плоть бысть». 39 «Бытія кн. 1, гл. 1, ст. 3: И рече Богъ: да будетъ св? тъ: и бысть св? тъ». 40 «Ко Евр. гл. 2, ст. 8: Вся покорилъ еси подъ ноз? его». 41 «Бытія гл. 1, ст. 26: И рече Богъ: сотворимъ челов? ка по образу нашему и по подобію». 42 «Бытія гл. 2, ст. 7: И созда Богъ челов? ка, персть вземъ отъ земли, и вдуну въ лице его дыханіе жизни». 43 «Тамъ же гл. 3, ст. 5: И рече змій: и будете яко Бози». 44 «Тамъ же ст. 20: Яко земля еси, и въ землю отъидеши». 45 «Къ Римлян. гл. 8, ст. 22: В? мы бо, яко вся тварь съ нами совоздыхаетъ». 46 «Къ Колоссаемъ гл. 1, ст. 20: И т? мъ примирити всяческая къ себ?». 47 «Посланіе второе къ Корин?. гл. 5, ст. 4: Воздыхаемъ, да пожерто будетъ мертвенное животомъ. — И къ Колос. гл. 3, ст. 5: Умертвите уды ваша яже на земли». 48 «Посланіе второе къ Корин?. гл. 12, ст. 9: Сила бо моя въ немощи совершается». 49 «Къ Галат. гл. 4, ст. 4: Егда же пріиде кончина л? та, посла Богъ Сына своего единороднаго». 50 «Вечерняя п? снь св. Софронія, Патріарха іерусалимскаго: Пришедше на западъ солнца, вид? вше св? тъ вечерній». 51 «Іоан. гл. 1, ст. 12: Даде имъ область чадомъ Божіимъ быти». 52 «Мат?. гл. 11, ст. 25: Яко утаилъ еси сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси та младенцемъ». 53 «Ко Евреемъ гл. 12, ст. 2: Взирающе на начальника в? ры, и совершителя Іисуса». 54 «Первое посланіе къ Тимо?. гл. 3, ст. 16: Богъ явися во плоти». 55 «Іоан. гл. 14, ст. 6: Никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо мною». 56 «Тамъ же ст. 10: Яко азъ во Отц?, и Отецъ во мн?». 57 «Ко Евр. гл. 8, ст. 6: И лучшаго зав? та естъ ходатай». 58 «Исаія гл. 53, ст. 11: И гр? хи ихъ той понесетъ». 59 «Къ Колоссаемъ гл. 1, ст. 20: И т? мъ примирити всяческая къ себ?». 60 «Къ Галат. гл. 6, ст. 7: Богъ поругаемъ не бываетъ». 61 «Мат?. гл. 11, ст. 29: Научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ». 62 «Мат?. гл. 5, ст. 44: Любите враги ваша». 63 «Мат?. гл. 25, ст. 35 и 36: Взалкахся бо, и дасте ми ясти и проч.». 64 «Ко Евр. гл. 5, ст. 10: Нареченъ отъ Бога Первосвященникъ, по чину Мелхиседекову». 65 «Ко Евр. гл. 7, ст. 27: Единою (жертвою) себе принесъ». 66 «Д? ян. Апост. гл. 2, ст. 3: «И явишася имъ разд? лени языцы яко огненни». 67 «Исаія гл. 42, ст. 3: Трости сокрушены не сотретъ». 68 «Къ Римлян. гл. 2, ст. 1: Имже бо судомъ судиши друга, себе осуждаеши». 69 «Мат?. гл. 4, ст. 19: Грядита по мн?, и сотворю вы ловца челов? комъ». 70 «Д? ян. Апост. гл. 17, ст. 22: Ставъ же Павелъ посред? Ареопага. — Тамъ же гл. 18, ст. 4: Стязашеся же на сонмищахъ (или въ синагогахъ)». 71 «Іоан. гл. 1, ст. 3: Вся т? мъ быша: и безъ него ничтоже бысть, еже бысть. — Къ Ефес. гл. 4, ст. 10: Сшедый и возшедый превыше вс? хъ небесъ, да исполнитъ всяческая. — Къ Колос. гл. 1, ст. 18: Яко да будетъ во вс? хъ той первенствуя». 72 «Іоан. гл. 4, ст. 23 и 24: Егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною». 73 «Исаія гл. 11, ст. 4: И духомъ устенъ убіетъ нечестиваго». 74 «Къ Галат. гл. 3, ст. 13: Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы законныя». 75 «Іоан. гл. 1, ст. 5: Св? тъ во тм? св? тится, и тма его не объятъ». 76 «Второе посланіе къ Корин?. гл. 4, ст. 3: Благов? ствованіе наше въ гибнувшихъ есть покровено». 77 «Іоан. гл. 1, ст. 18: Единородный Сынъ, сый въ лон? Отчи». 78 «Мат?. гл. 6, ст. 33: Ищите прежде Царствія Божія, и правды его, и сія вся приложатся вамъ». 79 «Послан. второе къ Корин?. гл. 6, ст. 16: Вы есте церкви Бога жива». 80 «Псаломъ 6: Слезами моими постелю мою омочу». 81 «Послан. 2 Пав. къ Тим. гл. 3, ст. 16: Всяко писаніе Богодухновенно и полезно есть къ ученію». 82 «Мат?. гл. 26, ст. 7: Приступи къ нему жена сткляницу м? ра имущи многоц? ннаго».

[2]Въ тетрадяхъ Державина ода Христосъ сохранилась въ одномъ только чистомъ списк?, совершенно согласномъ съ напечатаннымъ въ его сочиненіяхъ текстомъ; но изъ другихъ бумагъ поэта видно, что предъ изданіемъ ея, въ 1814 году, была представлена въ цензуру иная редакція, м? стами отличавшаяся отъ поздн? йшей. Державинъ долженъ былъ по н? скольку разъ изм? нять многія строфы. Наконецъ «избранные имъ самимъ разсмотрители» были удовлетворены посл? дними его исправленіями, и рукопись была возвращена ему съ одобреніемъ цензурнаго комитета. Просв? щеннымъ посредникомъ между нимъ и духовною цензурою былъ знаменит? йшій архипастырь нашего времени, нын? высокопреосвященный Филаретъ московскій, бывшій въ ту пору ректоромъ с-петербурской Духовной академіи. О томъ свид? тельствуютъ два письма его къ Державину (отъ 10 и 28 марта 1814 г.). Въ переданныхъ намъ рукописяхъ нашли мы черновой листъ, содержащій посл? днія объясненія Державина на н? которыя изъ цензорскихъ зам? чаній, которыя тутъ же имъ выписаны. Пом? щаемъ зд? сь эти объясненія поэта вм? ст? съ предшествовавшими имъ зам? чаніями цензора. «3ам? чаніе на строфы 16 и 36, будто причиною паденія перваго челов? ка было то, что онъ созданъ съ плотію. «Объясненіе. Такъ мн? точно кажется по самому строгому смыслу Священнаго Писанія: Богъ, взявъ персть, изъ земли создалъ челов? ка и потомъ по его преступленіи объявилъ ему свой приговоръ: земля еси и въ землю пойдеши; сл? довательно, сотворя его съ одной стороны изъ персти, сотворилъ чрезъ то не токмо съ возможностію пасть, но и осудилъ его за преслушаніе необходимо умереть или идти въ землю по той причин?, что онъ взятъ былъ отъ земли. Съ другой же стороны, поелику Богъ вдунулъ въ лице его дыханіе жизни съ свободною волею, то далъ ему чрезъ то купно и возможность не пасть, или быть безсмертнымъ. Поелику жъ онъ, преступивъ запов? дь, и духомъ палъ и т? ломъ умеръ; то и совершился надъ нимъ смертный приговоръ. А какъ нельзя предполагать, чтобъ Всев? дущій не предвид? лъ искони сихъ б? дственныхъ случаевъ, то для того и предопред? лилъ Онъ чрезъ Сына своего избавить его отъ оныхъ. Когда же было то не такъ, то не для чего было Христу воплощаться и страдать, подавая собою образъ къ возрожденію. Мн? могутъ сказать, что Ангелы безплотны были, но пали. Пусть такъ. Но такое ли ихъ было паденіе, какъ челов? ка, и предположено ли было ихъ искупленіе какъ его, и могутъ ли они возвратиться въ прежній св? тъ свой, какъ онъ? — Это неиспов? димая тайна, а потому и говорить о ней не должно; зд? сь же мы токмо видимъ и чувствуемъ всякій разъ по себ?, что причина соблазна и паденія духа нашего — наши чувства; то для чего и не предполагать, что плоть была причиною паденія и первосозданнаго челов? ка, а особливо когда говоритъ то стихотворецъ, который объясняется бол? е чувственно, а не духовно, какъ богословъ? Наконецъ припомню и слова самого Спасителя: духъ бодръ, а плоть немощна {Ев. отъ Матвея, гл. 26, ст. 41.}; сл? довательно она причиною паденія. «Зам? чаніе на строфу 20, будто паденіе перваго челов? ка было неизб? жимо и необходимо для блаженства. «Объясненіе. По свободной вол? челов? ка было оно изб? жимо, сл? довательно и обходимо; но когда оное случилось, то само по себ? разум? ется, что для возвращенія прежняго блаженства нужно было возрожденіе чрезъ Іисуса Христа, который не явился бы міру для искупленія челов? ка, когда бы онъ не палъ. «Зам? чаніе на строфу 37: что Отецъ и Сынъ и Духъ Святый взяли въ образ? Христа видимыя подобострастныя черты, нельзя того допустить, ибо воплотился токмо Сынъ Божій, а не вообще Святая Троица. «Хотя Святая Троица испов? дуется православіемъ никогда и нигд? не разд? лимою, то и можно бы основаться на семъ догмат? моимъ мн? ніемъ; но какъ Христосъ Спаситель молилъ Отца, чтобъ мимо шла чаша Его и жаловался на крест?, что вскую Его Отецъ оставилъ, то я охотно повинуюсь сему зам? чанію и исправляю мою погр? шность такимъ образомъ:

Отецъ есть, Сынъ и Духъ Святый, Незримый св? тъ трі? постасный; Но Сынъ, пріявъ въ плоти черты Какъ челов? къ подобострастный, Открылъ въ себ? и научилъ и проч.

«Удовлетворительны ли будутъ сіи объясненія? Но какъ бы то ни было, оконча ихъ, за нужное нахожу сказать, что піитъ не есть догматикъ: онъ говоритъ иногда загадочно, подразум? ваемо, кратко, а иногда съ н? которою свободою или вольностію. Сіе ему т? мъ паче кажется извинительно, что самое богословіе подвержено разнымъ противор? чіямъ. — Доказательство сему — что находится въ библіотек? многихъ в? ковъ н? сколько тысячъ богословскихъ и философскихъ споровъ, еще по сіе время нер? шеныхъ и никогда р? шиться не могущихъ, потому что судебъ и таинъ Божіихъ никто изъ смертныхъ изъяснить не можетъ. Въ семъ случа? полезн? е бы было всего пл? нять только разумъ сл? пою в? рой и ни богословамъ, ни философамъ ничего не пропов? дывать и не писать относительно существа Божія и Его Промысла; — но какъ писали, пишутъ и писать будутъ, и непротивно сіе Священному Писанію, которое говоритъ: Вси бо вы сынове св? та есте, и — всякое писаніе богодухновенно есть ко ученію {Ап. Павла посл. 1 къ Сол., гл. 5, ст. 5, и посл. 2 къ Тимо?, гл. 3, ст. 16. Д.}; то думаю, что и сіе сочиненіе не произведетъ раздора въ православіи нашемъ, т? мъ паче ежели при сумнительныхъ м? стахъ удостоится оно краткихь прим? чаний свят? йшихъ отцовъ, какъ что по-богословски понимать должно».

Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:

Комментарии читателей

    Если в тексте ошибка, выделите полностью слово с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить.

    Читайте стихотворение Гавриила Державина «Христосъ», а также другие произведения поэта.