Волошин Максимилиан Александрович

Максимилиан Волошин Meч

1

Меч создал справедливость.

2

Насильем скованный, Отточенный для мщенья, — Он вместе с кровью напитался духом Святых и праведников, Им усекновенных. И стала рукоять его ковчегом Для их мощей. (Эфес поднять до губ — Доныне жест военного салюта.) И в этом меч сподобился кресту — Позорному столбу, который стал Священнейшим из символов любви.

3

На справедливой стали проступили Слова молитв и заповеди долга: «Марии — Деве милосердной — Слава». «Не обнажай меня без нужды, Не вкладывай в ножны без чести». «In te, о Domine, speravi!» (На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) — Восклицают средневековые клинки. Меч сосвященствовал во время Литургии, Меч нарекался в таинстве крещенья. Их имена «Отклер» и «Дюрандаль» Сверкают, как удар. И в описях оружья К иным прибавлено рукой писца: «Он — фея».

4

Так из грабителя больших дорог Меч создал рыцаря И оковал железом Его лицо и плоть его; а дух Провел сквозь пламя посвященья, Запечатляя в зрящем сердце меч, Пылающий в деснице Серафима: Символ земной любви, Карающей и мстящей, Мир рассекающий на «да» и «нет», На зло и на добро. «Si! Si! — No! No!» — Как утверждает Сидов меч «Тисона».

5

Когда же в мир пришли иные силы И вновь преобразили человека, Меч не погиб, но расщепился в дух: Защитницею чести стала шпага — Ланцет для воспаленных самолюбий А меч — Вершителем судебных приговоров. Но, обесчещенный, Он для толпы остался Оракулом И врачевателем болезней; И палачи, собравшись, хоронили В лесах Германии Усталые мечи, Которые отсекли Девяносто девять.

6

Казнь реформировал Хирург и филантроп, И меч был вытеснен Машинным производством, Введенным в область смерти; и с тех пор Он стал характером, Учением, доктриной: Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной — Антиномией Кантова ума.

7

О, правосудие, Держащее в руках Весы и меч! Не ты ль его кидало На чашки мира: «Горе побежденным!»? Не веривший ли в справедливость Приходил К сознанию, что надо уничтожить Для торжества ее Сначала всех людей? Не справедливость ли была всегда Таблицей умноженья, на которой Труп множили на труп, Убийство на убийство И зло на зло? Не тот ли, кто принес «Не мир, а меч», В нас вдунул огнь, который Язвит и жжет, и будет жечь наш дух, Доколе каждый Таинственного слова не постигнет: «Отмщенье Мне и Аз воздам за зло».

1 февраля 1922 Коктебель

В избранном Добавить в избранное Подождите...

Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:

Комментарии читателей

    Если в тексте ошибка, выделите полностью слово с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить.