Читайте стихотворение Федора Тютчева «Поминки (Из Шиллера)» онлайн и скачивайте все тексты автора полностью бесплатно.

Федор Тютчев

Поминки (Из Шиллера)

Пала царственная Троя, Сокрушен Приамов град, И ахеяне, устроя Свой на родину возврат, На судах своих сидели, Вдоль эгейских берегов, И пэан* хвалебный пели, Громко славя всех богов… Раздавайся, глас победный! Вы к брегам родной земли Окрыляйтесь, корабли, В путь возвратный, в путь безбедный! И сидели, в длинном строе, Грустно-бледная семья — Жены, девы падшей Трои, Голося и слезы лья, В горе общем и великом Плача о себе самих, И с победным, буйным кликом Дико вопль сливался их… «Ждет нас горькая неволя Там, вдали, в стране чужой. Ты прости, наш край родной! Как завидна мертвых доля!» И предстал перед святыней — Приноситель жертв, Калхас, Градозиждущей Афине, Градорушащей молясь, Посейдона силе грозной, Опоясавшего мир, И тебе, эгидоносный Зевс, сгущающий эфир! Опрокинут, уничтожен Град великий Илион! Долгий, долгий спор решен, — Суд бессмертных непреложен. Грозных полчищ воевода, Агамемнон, царь царей, Обозрел толпы народа, Уцелевшие от прей. И великою тоскою Дух владыки был объят Много их пришло под Трою, Мало их пойдет назад. Так возвысьте ж глас хвалебный! Пой и радуйся стократ, У кого златой возврат Не похитил рок враждебный! Но не всем сужден от бога Мирный, радостный возврат: У домашнего порога Многих Керы сторожат… Жив и цел вернулся с бою — Гибнет в храмине своей!..— Рек, Афиной всеблагою Вдохновенный Одиссей… Тот лишь дом и тверд и прочен, Где семейный свят устав: Легковерен женский нрав, И изменчив, и порочен. И супругой возвращенной Снова счастливый Атрид, Красотой ее священной Страстный взор свой веселит. Злое злой конец приемлет! За нечестьем казнь следит — В небе суд богов не дремлет! Право царствует Кронид… Злой конец началу злому! Право правящий Кронид Вероломцу страшно мстит — И семье его и дому. Хорошо любимцам счастья, — Рек Аякса брат меньшой, — Олимпийцев самовластье Величать своей хвалой!.. Неподвластно высшей силе Счастье в прихотях своих: Друг Патрокл давно в могиле, А Терсит еще в живых!.. Счастье жеребия сеет Своевольною рукой. Веселись и песни пой Тот, кого светило греет! Будь утешен, брат любимый! Память вечная тебе!.. Ты — оплот несокрушимый Чад ахейских в их борьбе!.. В день ужасный, в день кровавый Ты один за всех стоял! Но не сильный, а лукавый Мзду великую стяжал… Не врага рукой победной — От руки ты пал своей… Ах, и лучших из людей Часто губит гнев зловредный! И твоей теперь державной Тени, доблестный Пелид, Сын твой, Пирр*, воитель славный, Возлияние творит… «Как тебя, о мой родитель, Никого, — он возгласил, — Зевс, великий промыслитель, На земле не возносил!» На земле, где все изменно, Выше славы блага нет. Нашу персть — земля возьмет, Имя славное — нетленно. Хоть о падших, побежденных И молчит победный клик, Но и в родах отдаленных, Гектор, будешь ты велик!.. Вечной памяти достоин, — Сын Тидеев провещал, — Кто как честный, храбрый воин, Край отцов спасая, пал… Честь тому, кто, не робея, Жизнь за братий положил! Победитель — победил, Слава падшего святее! Старец Нестор днесь, маститый Брашник, кубок взяв, встает И сосуд, плющом обвитый, Он Гекубе подает: «Выпей, мать, струи целебной И забудь весь свой урон! Силен Вакха сок волшебный, Дивно нас врачует он…» Мать, вкуси струи целебной И забудь судеб закон. Дивно нас врачует он, Бога Вакха дар волшебный. И Ниобы древней сила Горем злым удручена, Соку дивного вкусила — И утешилась она. Лишь сверкнет в застольной чаше Благодатное вино, В Лету* рухнет горе наше И пойдет, как ключ, на дно. Да, пока играет в чаше Всемогущее вино, Горе в Лету снесено, В Лете тонет горе наше! И воздвиглась на прощанье Провозвестница жена, И исполнилась вещанья Вдохновенного она; И пожарище родное Обозрев в последний раз: «Дым, пар дымный, все земное, Вечность, боги, лишь у вас! Как уходят клубы дыма, Так уходят наши дни! Боги, вечны вы одни, — Все земное идет мимо!»

Пэан (пеан) — торжественная хоровая песня у греков. Грустно-бледная семья… — речь идет о пленницах, вывозимых из побежденной Трои. Калхас (Калхант) — главный жрец и прорицатель войска ахеян. Паллада (Афина, Минерва) — антич. миф. — одно из имен дочери Зевса, богини-покровительницы разума, науки, ремесел, охранительницы городов, но и богини войны. Атреев сын (Атрид) — царь Агамемнон — предводитель объединенных ахейских войск, выступивший в защиту чести своего брата Менелая, у которого троянским царевичем Парисом была похищена жена Елена, самая прекрасная из земных женщин, дочь Зевса и Леды. Керы — антич. миф. — богини насильственной смерти у греков, разжигали ненависть и споры, подстрекали людей к кровопролитию. Гибнет в храмине своей!.. — намек на печальную судьбу Агамемнона, который по возвращении на родину стал жертвой заговора двоюродного брата Эгисфа и собственной жены Клитемнестры. Кронид — антич. миф. — сын Кроноса, Зевс. …Аякса брат меньшой… — один из лучших ахейских воинов Тевкр сетует на самовластие богов в связи с самоубийством своего брата Теламонида (Аякса Большого), произошедшим по воле Афины. Патрокл — друг Ахилла, славился своим благородством и храбростью, погиб в поединке с Гектором, не совсем честном, поскольку в нем незримо участвовал бог Аполлон. Терсит — единственный из персонажей «Илиады», характеризуемый автором только отрицательно: обладал вздорным характером, был трусом и болтуном. Но не сильный, а лукавый / Мзду великую стяжал… — спор о чудесных доспехах Ахилла после его гибели был решен в пользу Одиссея, а не Аякса, который вынес тело погибшего героя с поля битвы. Пелид — сын Пелея, Ахилл, победитель Гектора, ставший в свою очередь жертвой хитрости противника в лице Париса. Пирр (Неоптолем) — сын Ахилла, без участия которого не могли быть взяты стены Трои. Сын Тидеев — Диомед, один из самых отважных и удачливых ахейских воинов, славит своего противника, защитника Трои Гектора. Старец Нестор — старейший и мудрейший из участников похода, правил у себя на родине, в Пилосе, уже третьим поколением подданных, многими советами служил общему благу. Гекуба (Гекаба) — жена троянского царя Приама, потерявшая в войне всех своих многочисленных сыновей и мужа. Ниоба (Ниобея) — жена фиванского царя Амфиона, мать семи сыновей и семи дочерей. В наказание за дерзкую похвальбу своими детьми перед богиней Латоной (Лето, Лато) была лишена их. Сын и дочь Латоны Аполлон и Артемида поразили их своими золотыми стрелами. Ниобея окаменела от горя. Лета — река забвения в царстве мертвых, из которой пили души усопших, когда Харон перевозил их в царство Аида. Провозвестница жена — Кассандра, дочь Приама и Гекубы, наделенная даром предвидения и редкой красотой. Отвергнув влюбленного в нее Аполлона, была наказана им, люди перестали верить ее предсказаниям. После падения Трои была вынуждена стать наложницей Агамемнона, родила ему двоих сыновей и погибла во время заговора (Т. Ф.).

0 спасибо
за ваш голос

Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:

Анализ произведения

Нужен анализ стиха? Напишем в кратчайшие сроки. Заказать ►

Комментарии читателей

Комментариев еще нет.